Духовно-нравственное воспитание личности школьника
через организацию внеурочной деятельности
Савина Жанна Алексеевна
учитель начальных классов
Государственного учреждения образования
«Краснолукская детский сад-базовая школа
Чашникского района»
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Наша школа находится в деревне. Каждый школьник и его семья у всех на виду. Мы видим и знаем, над чем нам надо работать с каждым учеником, что ожидать от каждой семьи. В нашей школе и в нашем классном коллективе со временем сложились свои традиции и обычаи. Работу в разделе духовно-нравственное воспитание я начинаю с наблюдений за детьми, за семьей с помощью различных методов: анкетирование, беседы, опросы, тесты, диагностика и т.д. С помощью анкет я выясняю уровень образованности родителей, их материальное благосостояние, социальную устойчивость (работающие, материально-обеспечены и социально благонадежные семьи), а так же воспитательный потенциал семей. На основании проведенных мною различных методов изучения семьи я выясняю, насколько высоким является уровень духовно-нравственного воспитания и развития у самих родителей. Считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать. Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.
Приобщение к духовным ценностям учащихся в школе начинается с первого класса. Через уроки обучения грамоте мы даём представление о Родине, о столице, о родной деревне, дети рисуют картину «Моя семья», подбирают фотографии, оформляют презентации, в которых рассказывают о своих семьях.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Этические беседы, творческие мастерские, экскурсии в музей; заочные экскурсии; праздники, уроки добра и милосердия. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «Никогда не забудем», «Беларусь – наша Родина», «Мир – высшая ценность»; праздники, посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества», «Дню матери»; заочные экскурсии; конкурс чтецов, посвящённый «Дню защитника Отечества» позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же желание делать добрые полезные дела.
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Моя родная деревня» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда.
Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы», «Зима», способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Провели занятие «Природа родного края», где дети получили много интересной и познавательной информации об окружающей их природе. Важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека.
Занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили» формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, я использовала рассказ на этическую тему «Слепая лошадь». Цель этого рассказа - обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.
Часто провожу занятия в форме часа общения «Умение прощать», «Спешите делать добро». На этих занятиях ученики знакомятся с нравственными категориями: взаимопонимание, великодушие, гостеприимство, доверие, красота души, кротость, любовь, милосердие, справедливость, умеренность и другими. Каждое занятие включает широкий спектр сказок, игр, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребёнком. Ученики имеют возможность размышлять, делиться своими переживаниями с одноклассниками. Это приносит свои маленькие плоды. Дети несут в себе позитивный потенциал, они стремятся к миру, после ссор легко забывают обиды, не помнят зла и не стараются отомстить.
Я хочу, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. Поэтому веду регулярную работу по наполнению процесса обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Я уверенна, что мои дети не останутся равнодушными к тому, чем живёт Родина, её люди, к их героическим подвигам, всегда откликнутся и придут на помощь.
И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Список использованных источников
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– Москва: Просвещение, 1997
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010