Перечень планирующей и отчётной документации классного руководителя:
- План воспитательной работы на полугодие + каникулы (отдельный)
- Анализ воспитательной работы с классом за прошедший учебный год
- Психолого-педагогическая характеристика класса
- Социально-педагогическая характеристика класса
- Протоколы родительских собраний
Приложение 1
2. Схема анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем учебном году:
- результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
- правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
- особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?
- какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в системе дополнительного образования;
- особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
Анализ развития коллектива класса:
- социометрическая, ролевая и коммуникативные структуры класса; уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
- особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношение мальчиков и девочек, доброжелательность и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе;
- степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
- развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).
Анализ развития учащихся класса:
- уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние);
- степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;
- уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
- сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
- учащиеся группы «риска» (их индивидуальные особенности, ведущие мотивы поступков; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся).
Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
- влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
- участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:
- что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? К каким остались равнодушны? В каких были пассивны? Почему?
- насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
- какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
- какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
- какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
Выводы:
- об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
- о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
- о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
Приложение 2
3. Схема написания психолого-педагогической характеристики
Количество учащихся: Из них: количество мальчиков, количество девочек Время образования классного колллектива:
Сменность классного руководителя:
1. Лидеры, предпочитаемые, изолированные, причины их выбора.
2. Выявление микрогрупп.
3. Указать лидеров и источники образования.
4. Мотивация сплочённости в микрогруппах и классном коллективе.
5. Связь класса со школой и другими классами.
6. Уровень воспитанности учащихся.
7. Основные ценностные характеристика класса.
8. Способы решения конфликтных ситуаций.
9. Занятость в секциях, кружках, клубах.
Приложение 3
4. Схема составления социальной характеристики класса (20…/… учебный год)
- Фамилия, имя ученика
- Характеристика школьника:
- Занятость в кружках, секциях
- Хорошо успевающие в учебе
- Не желает учиться
- Учеба дается с трудом
- Состоит на учете в ИДН
- Состоит на школьном учете
- «Группа риска»
- Ограниченные двигательные возможности
- Хронические внутренние заболевания
- Психоэмоциональные отклонения
- Другие проблемы
- Характеристика семей учащихся:
- Многодетные
- Малообеспеченные
- Неполная семья:
- Ученик проживает с мамой
- Ученик проживает с папой
- Проживает с бабушкой, дедушкой
- Опекунские
- Переселенцы из Чернобыльской зоны
- Неблагоприятный воспитательный фон:
- Проблемы жилья
- Другие проблемы