ИНСТРУКЦИЯ
о порядке действий работников учреждения образования при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних
Основные термины и их определения:
Факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетних – внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни
Проявление суицидального поведения – осознанное преднамеренное действие, направленное на добровольное лишение себя жизни (суицидальная попытка или самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя суицидальные намерения, высказывания, угрозы
Суицидальные угрозы – намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий
Факторы высокого риска суицидальных действий у несовершеннолетних :
- переживающие тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери)
- находящиеся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.))
- имеющие признаки депрессивного расстройства.
ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий п.6.
Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.
Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется:
- при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому
- при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений граждан (в том числе устных)
- при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению
- при проведении педагогами-психологами психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся.
ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий
п.8. При выявлении факторов риска субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях:
1. получения психологической помощи социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;
2. получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
3. ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля»
п.9. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного по форме согласно приложению, в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства несовершеннолетнего.
п.11. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования.
п. 14 При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем ПРЯМЫЕ суицидальные угрозы и (или) находящемся В СОСТОЯНИИ АКТИВНЫХ суицидальных действий, СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетнем и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11 – 13 Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.
Маркеры суицидального состояния
- Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
- Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
- Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
- Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
- Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
- Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
- Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
- Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
- Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
- Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.
- Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
- Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
- Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).