Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждения образования при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Дата: 2 ноября 2022 в 10:44

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке действий работников учреждения образования при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Основные термины и их определения:

Факторы риска суицидальных  действий у несовершеннолетних – внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное  лишение себя жизни

Проявление суицидального  поведения – осознанное преднамеренное действие, направленное на добровольное   лишение себя жизни (суицидальная попытка или самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя суицидальные намерения, высказывания, угрозы

Суицидальные угрозы – намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной  активности и вероятности совершения суицидальных действий

Факторы высокого риска суицидальных  действий у несовершеннолетних :

  • переживающие тяжелые утраты (смерть родителя, значимого человека, особенно в течение первого года после потери)
  • находящиеся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.))
  • имеющие признаки депрессивного расстройства.

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий п.6.

Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.

Выявление несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению, осуществляется:

  • при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому
  • при получении информации об аутоагрессивном поведении несовершеннолетнего в ходе мониторинга сети Интернет либо при поступлении заявлений  граждан (в том числе устных)
  • при проведении бесед с обучающимися, наблюдении за ними, получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц (одноклассников, одногруппников, друзей, родственников) о склонности к суицидоопасному поведению
  • при проведении педагогами-психологами психодиагностического исследования суицидального поведения обучающихся.

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий

п.8. При выявлении факторов риска субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя  несовершеннолетнего о возможностях:

1. получения психологической помощи социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;

2. получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;

3. ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля»

п.9. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного по форме согласно приложению, в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства несовершеннолетнего.

п.11. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования.

п. 14    При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем ПРЯМЫЕ суицидальные угрозы и (или) находящемся  В СОСТОЯНИИ АКТИВНЫХ суицидальных действий, СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетнем и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11 – 13 Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной  психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.

Маркеры суицидального состояния

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
  • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
  • Активная предварительная подготовка к  выбранному способу совершения суицида  (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности,  уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
  • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий.
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
  • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.