Реализации проекта «Родительский университет» в Государственном учреждении образования «Краснолукская базовая школа Чашникского района» (далее – учреждение образования) в 2023/2024 учебном году осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным заместителем директора по воспитательной работе от 01.09.2023 г.
Проект был направлен на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играл классный руководитель, который способствовал включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания.
В рамках классных родительских собраний 1 раз в четверть через различные формы проводились занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы.
В ходе реализации проекта были определены следующие направления работы: 1) организационная: формирование очной работы Родительского университета, создание интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета; 2) информационно-просветительская: организация педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания; консультирование родителей по проблемам учащихся; 3) содержательная: научно-методическое обеспечение формирования педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества; расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Программа проекта «Родительский университет» обеспечивала развитие преемственности школы и семьи, по принципу взаимопроникновения двух социальных институтов. При этом семья и школа имели свои особые функции. Они не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности являлось установление доверительного делового контакта между семьёй и школой. Законные представители были заинтересованы в проведении подобных мероприятий, активно задавали вопросы на интересующие темы в ходе и после выступлений педагогов.
Основные проблемы, диагностируемые при взаимодействии с родителями:
-родители перекладывают ответственность за развитие и образование детей на педагогов, выполняя «вспомогательную роль»: одеть, накормить, побеседовать о поведении, проступках;
-наличие пассивной роли или даже отчужденной позиции во взаимодействии родителей и педагогов;
-пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
- безразличное отношение к своему ребёнку
- чрезмерная занятость родителей;
- агрессивное восприятие информации;
- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;
-педагогическая некомпетентность, непонимание своей воспитательной функции. Многое родители испытывают дефицит знаний в области педагогики и детской психологии, нуждаются в профессиональной поддержке при выборе педагогических приемов при коммуникации с детьми.
Одной из наиболее частых причин обращения родителей к классному руководителю являются трудности родителей в процессе воспитания детей.
Большая часть проводимых мероприятий классными руководителями, это консультации с родителями связанные с поведенческими проблемами ребенка и трудностями в воспитании, которые испытывают взрослые.
Эффективность педагогической работы с родителями достигалось сочетанием коллективных форм взаимодействия (лекции, конференции, беседы, дискуссии) с групповыми и индивидуальными (консультации классных руководителей), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи подразумевал активное включение родителей в воспитательную работу с детьми, во взаимообмен опытом по семейному воспитанию, в проведение педагогических практикумов, разбора конкретных педагогических ситуаций.
Исходя из реализации проекта «Родительский университет» в учреждении образования, можно сделать следующие выводы:
- повысился уровень педагогической культуры родителей;
- у родителей сформировалось осознанное отношение к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);
- повысился интерес родителей к самообразованию;
- удовлетворены потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);
- повышен уровень взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- активизирован процесс в решении семейных проблем, сокращении числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся;
- повышен статус семьи, укреплены семейные ценности и традиции.